Хайку под мухой от дяди Вовы

На главную Карта сайта Капуста Формула хайку (хокку) 5+7+5,

реже встречается 5+5+7.

Танка 5+7+5+7+7

Авторские хайку (хокку) В.Бирашевича
				

Чашка тёплого
Саке душу мне греет
Но пьётся мерзко

О - горит нутро!
Почему так, по утру,
Плохо все нутру?

Промок до нитки,
Но дождю я не сдался -
Есть, чем согреться.

много рюмашек
полных на столе стоит
вечер напился

Не верил в водку
Пока сам не напился
Теперь болею

Заглянул в память
Да ничего не вспомнил
Не извинилась

Щекочет горло
Крепкий водочный коктейль
Но душу греет

Утрата смысла
Хуже прихода смерти
Никчёмная жизнь

И в пьянке есть смысл
Крошек закуси падёжь
Воробьям радость

В холе стул пустой
Грустный какой-то стоит
Может гостя ждёт

Последний кусок
Колбасы на блюдечке
Над ним вилки вкруг

По остроте чувств
Что можно сравнить ещё
С тоской и болью

Хозяйке праздник
Иной раз хуже казни
Как всем услужить

День защитника,
А ты к двадцать третьему
Печень защитил?

Качаюсь и я
Как конопля под ветром
Той травки курнув

Вот это удар
Ни капли не осталось
На дне стакана

боль утраты лишь
нитка судеб в полотне
души усталой

я туда хочу
в дивный край где берёзы
водкой сочатся
 

сердит не в духе
листая нашу память
сквозняк гуляет

В холодной водке
Миллиардами капель
Радость бытия

Пол дня уж прошло
Опять томленье духа
Не до работы

Грядущая жизнь
В ожидании второй
Допив первую
Покажется нам слаще
И значительно светлей

Маразм всё ближе
Но об этом попозже
Где же мой стакан

Маразм уж близок
Но стакан я на клизму
Не променяю

Напутствуй меня
Дабы не заблудился
По пути ко дну

Сырое небо
На хмурый асфальт легло
Как миру зябко

"Кровавой Мэри"
Завис закат над лесом.
Зовёт,- Пригуби.

Лезвием острым
Кофе открыло мне явь
Напрочь прогнав сон

Хмельную дурь прочь
Быстро пиво изгонит
Слава Жигулям

Праздник наступил
Ногу слегка отдавив
Пьяный негодник

всюду дух водки
однозначно палимой
спасибо Вольфыч
не дал пропасть народу
создал свою "палинку"

Не наливайте
Мне вина в большой бокал
Трезвый быт настал

Нет не плещите
Водки больше в тот стакан
На дне таракан

Много закуски
Сиротливо сохнет кекс
Руки не дойдут

"Традиционный обед"
Традиционно,
В обед делясь на тройки,
Забьём хрен на труд.

Ни одной мысли
На белый лист не выжать
Из хмельной башки

Ни звука нигде
Даже крик свой не слышу
Дурной сон в руку

Молотком звука
Сосед вбивает утро
В мою голову

Зайцу в нефрите
"Белочка" в гости зашла
Какая гамма

Вот снеговики
Наверно распивали
Вокруг посуда

пылающий лёд
за тонкой гранью стекла
коньячный коктейль

нет то неправда
что трезвость норма жизни
снова дурят нас

не вижу повод
для радости особой
в тверёзой жизни

хвалиться нечем
минул уже полтинник
всё не просохну

убоги мысли
силы нет стихи сложить
вокруг всё серо

Осыпался мозг
Было нагнулся собрать
Понял - ни к чему

Не богохульствуй
Пьяною проповедью
Не смеши народ

Потухли угли
Догоревших в суе дней
Луна лишь светит
В спину уходящему
Сквозь ночной мрак в мир иной

Пасмурно с утра
Хоть бы чем поправиться
Изгнать похмелье

Пока нет тебя
Из твоей винной чаши
Попьём водку мы

И нырнём на дно,
С кончиной перестройки,
Водки целый пруд.

Боком выходит
Поездка на ярмарку
Год похмеляюсь


			Справка

 Хайкай, как жанровое понятие, строго говоря, включает в себя и поэ-
зию, и прозу (хайбун), но в узком смысле под хайкай обычно понимается
первая. В поэзии хайкай различаются две формы: хайку, или по своей стро-
фической форме - хокку, представляет собой нерифмованное трехстишие по
пять-семь-пять слогов (поскольку в японском языке ударение не силовое, а
музыкальное, вопрос метра в европейском понимании снимается); вторая -
рэнку - представляет собой соединение ряда хокку, дополненных (до танка)
двустишиями по семь слогов в стихе (агэку).
Хокку - трёхстишие, первая часть танка. Последняя строка хокку отли-
чается особым характером, обычно представляя собой словосочетание из су-
ществительного с определением.
Хайку - жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически
восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой
поэтического языка, свободой изложения. Хайку часто состоит из 2-х пред-
ложений 5-(7-5) или (5-7)-5. Встречается и 7-(5-7) или (7-5)-7. Хайку -
это суета сует, ловля ветра и томление духа. Для понимания хайку необхо-
димо представить печаль и грусть одиночества, немного налета старины,
много подтекста, мало слов - всего пять слогов в первой строке, семь -
во второй и пять - в третьей. Хайку состоит из трех строк, но включает в
себя весь окружающий мир и требует взамен лишь немного фантазии, внут-
ренней свободы и воображения. В Древней Японии хайку являлось простым
народным стихотворением, как, скажем, в России - частушка. Но хайку
только внешне проста. Хайку - не только стихи, а образ жизни, часть фи-
лософского восприятия мира по дзэн-буддизму, для полного погружения в
который требуется осмысление таких категорий, как единение истинности и
красоты, гибкости в соединении печали и сострадания, тонкости и хрупкос-
ти в стремлении постичь внутреннюю жизнь самых незначительных предметов,
что соотносится с дзэн-буддистским представлением о духовном слиянии че-
ловека с явлениями и вещами окружающего мира. Необходимо понимание оча-
рования простых вещей, сочетания легкости, простоты и прозрачности с
глубиной мысли и чувств. И самое главное, ради чего собственно создается
хайку,- это озарение или просветление, наступающее не только вследствие
долгих и мучительных раздумий, но и вслед внутреннему освобождению, поч-
ти мгновенно, неожиданно, вдруг...
В хайку так сочетается простое и сложное, что разобраться может каж-
дый, у кого возникнет желание погружаться в мир одиночества, грусти и
счастья внутреннего прозрения, в мир наслаждений и открытий, мир, кото-
рый вас окружает, но в который все же стоит внимательнее вглядеться.
Чтобы написать настоящее японское хокку (хайку), следует помнить -
недостаточно соблюсти число слогов. Необходимо знать еще по крайней мере
три важных правила. Первое: в классическом хокку должен быть обозначен
хотя бы намеком какой-нибудь природный объект или явление, но такое,
чтобы оно ясно указывало на определенное время года. Причем времен года
в японском понимании не четыре, а пять. Пятое время - это Новый год,
включая несколько предшествующих и несколько последующих дней. Слово,
которым обозначается время года (это может быть снег, дождь, посев, жат-
ва, крик птицы и т. д. ), носит специальное наименование: кига. От себя,
почти не в шутку, могу предложить допролнительные времена года: "не се-
зон", "межсезонье", "ледниковый период", "иные времена", "райское вре-
мя". Второе: в основе хокку (оно же хайку) должно быть одно конкретное
событие, один сюжет, пусть самый, на первый взгляд, мимолетный. Отвле-
ченные рассуждения - не для этого жанра: хокку - поэзия конкретная.
Третье: хокку пишется в настоящем времени - это переживаемое и сопережи-
ваемое мгновение, а не воспоминание и не мечта. Также не принято в хокку
впрямую называть человеческие чувства: слова <люблю>, <ненавижу>, <ску-
чаю>, <грущу> - не для хокку. Эти чувства должны не называться, а как бы
внушаться собеседнику через конкретные живые образы. Но при этом сложная
метафоричность хайку также противопоказана. Ценится простота и прозрач-
ность.
Следует помнить далее об особенностях японского языка, который не
имеет категорий единственного и множественного числа, рода, падежных и
иных меняющихся окончаний. Слова в японском предложении, в том числе и в
стихотворной строчке, более независимы друг от друга, чем в большинстве
европейских языков, между ними - более ассоциативная, чем грамматическая
связь. Это тонко чувствуют опытные переводчики, часто прибегая к назыв-
ным конструкциям (<Осенний дождь во мгле>, <Холодный чистый ключ> и
т.п.).
Все эти правила не так уж обязательно соблюдать всякий раз. Но знать
их, помнить о них - необходимо. Потому что хокку - не просто поэтическая
форма. В бесхитростных трехстишиях - целая философия жизни с ее ценнос-
тями, с ее мимолетностью и неповторимостью.
Танка - (япон. короткая песня), жанр японской поэзии. Нерифмованное
пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим
изяществом и лаконичностью. Использовалась в играх, в которых создава-
лись Рэнга. Рэнга, или рэнку представляет собою цепь танка, составленную
особым путем: первые три строчки первой танка, т. е. хокку, пишутся од-
ним автором, конец (агэку) приписывается другим (которую он сочинил, или
вспомнил подходящую существующую). Третий автор пишет хокку, которая
могла бы послужить вторым началом к уже имеющемуся агэку, четвертый (или
опять первый) приписывает к этой второй хокку новый конец и такдалее.
Вся цепь держится на чисто механическом сцеплении смежных строф. Эта
разбивка танка по авторам и высвободила строфу хокку как самостоятель-
ную. Расцвет жанра рэнку падает на XIV-XV века, но и в эпоху Басе, уже
при наличии самостоятельной поэзии хайку, он широко культивировался. В
частности целый ряд хайку Басе послужил начальным хокку для рэнку.
(Один поэт писал первые три строки, другой
добавлял две строки, чтобы образовалась танка, но при этом и двустишье и
трехстишье должны были читаться и как отдельные стихи. Затем первый поэт или
третий писал следующее трехстишье которое бы с предыдущим двустишьем
образовывало бы "обратную" танку - т.е. сначала читалось новое трехстишье и
к нему добавлялись предыдущие две строки для полной танка. Далее новое
двустишье и т.д. )
Потом эта забава претерпевает изменения. Теперь участвующие в состя-
зании поступают так: один из играющих предлагает три строчки, второй бе-
рет последнюю строчку и использует ее в качестве первой для своего
трёхстишия (то есть он пишет всего лишь две). Потом опять три строчки и
опять две. И так далее.
Так вот. В танка такого типа очень важны первые три строчки, которые
и определяют всю игру. Эти строчки называются хокку. Со временем некото-
рые хокку становятся знаменитыми. Неудивительно, что появляется искусс-
тво сложения отдельных 3-х строк - хайку.
Таким образом "хокку" это часть "танка", а "хайку" это отдельное
трехстишье, самостоятельное стихотворение, однако они действительно
весьма похожи.

Рекомендуется прочесть "Золотое сечение хокку" Александра Валентинова на
сайте http://www.stihi.ru/poems/2007/01/15-1918.html
 

На главную Карта сайта Капуста
Сайт создан в системе uCoz